Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Органические продукты: зачем их делают и почему покупают?

Модерн ферма

В Твери прошла очередная выставка «Продэкспо 2021», в рамках которой проводилась конференция «Органические продукты: новые смыслы и ценности для общества», где обсудили актуальные проблемы и перспективы органики.

На конференции развернулась содержательная дискуссия о влиянии «зеленого» направления сельского хозяйства на климат, окружающую среду, плодородие почв и биоразнообразие культур. Цель встречи была в самом начале сформулирована главным редактором и основателем журнала LookBio Татьяной Лебедевой:

«Мы хотели провести необычную конференцию, опустив все вопросы, связанные с реализацией закона, цифрами, сертификацией, и больше поговорить о смыслах органики, о том, зачем производители производят такую продукцию, что движет потребителями, когда они её покупают».

Экспертная группа «Модерн Ферма» посчитала эту дискуссию важной и заслуживающей внимания. Её основные тезисы могут быть интересны всем, кто занят в производстве или реализации органической продукции.

Одним из препятствий развития органики является низкий уровень знаний отечественного населения об этой продукции. Многие не видят разницы между фермерской и органической продукцией, не знают о том, что надпись «био» на упаковке вовсе не гарантирует экологичность товара. Необходима масштабная просветительская деятельность среди потребителей. Нужно завоевывать доверие, «бороться за умы» и мотивировать на осознанный выбор продуктов. Этим уже сейчас занимаются ритейлеры при продажах в интернете, но общей грамотности покупателей очень помогла бы федеральная поддержка.

Участник конференции, совладелец сертифицированного органического магазина «Рожь да Лен» Евгений Ермолин отметил, что драйвером популяризации органики должны стать дети, юное поколение, которое нужно переориентировать на органическое питание и знакомить с его ценностью. Ведущая конференции Татьяна Лебедева напомнила о положительном опыте Дании, где был создан первый в Европе национальный Organic Action Plan, по которому приступили к «зелёным» госзакупкам. Это позволило поднять до 70% долю органических продуктов, которые финансируются из бюджета для столовых, школ, детсадов, больниц.

На конференции прозвучала мысль о том, что переход к органике — это насущная потребность, которая снизит нагрузку сельского хозяйства на землю, приводящую к её деградации. Необходимо остановить неразумное использование химии в интенсивном сельском хозяйстве, что влечёт за собой потерю почвой питательных веществ и плодородия. Нужно продумать все этапы производства, упаковки, хранения и транспортировки. Иначе страдает планета и наносится вред биоразнообразию земли, экосистеме и человеческому здоровью.

Пионер органического движения Германии, исполнительный директор ассоциации немецких органик-фермеров Naturland, президент IFOAM (2005−2008), ныне — крупнейший органик-эксперт, консультант, основатель Organic Services, Геральд Херрманн упомянул, что в Евросоюзе намерены сделать органическими 25% всех сельхозземель, Германия планирует до 2030 года приблизится к 25% своих органических площадей, а Нидерланды полностью перестраивают под органику всё сельское хозяйство страны. Такие цели становятся возможными, если решается политическая задача и усилия органических производителей, вносящих большой вклад в охрану природы, поддерживает государство.

Коснулись участники конференции и вопроса стоимости органических продуктов. Пока цены на неё остаются достаточно высокими. Это происходит из-за того, что на данный момент большим спросом у населения пользуется продукция интенсивного производства, которая ниже органики по качеству и по ценам. Директор по развитию онлайн-магазина Ecomarket.ru Aртур Эльканов предположил, что спрос на органические продукты начнет расти, если его стоимость не будет больше, чем на 20% от обычных продуктовых товаров. Но люди должны понять, что лучше экономить на одежде, чем на еде, потому что здоровье и жизнь важнее.

Четыре основных принципа органики — здоровье, экология, забота и справедливость. Главный акцент конференции был сделан на том, что органические продукты — это не только их производство и потребление. Органика — миссия, целостное мировоззрение, философия жизни. Это прозвучало в выступлении президента IFOAM (Международной федерации органических сельхоздвижений мира) Пэгги ДеМорроу Миарс: «Для меня важно, например, что органика не оказывает вредного влияния на почву и воды, или, что к животным относятся уважительно. Важно образовываться самим и образовывать представителей власти, объяснять им, почему важно органическое производство. И с каждым годом нас слышат все больше». Органика дала старт развитию специальных технологий, появлению новых биопрепаратов и роботизированной техники, помогающих сберегать окружающую среду.

«Органика — это не шаг назад с точки зрения науки и эволюции. Наоборот, это локомотив инноваций в области сельского хозяйства. Это внутренняя убежденность, что никакие другие продукты производить или потреблять не стоит. Органика — это некий симбиоз между человеком и природой», — высказался пионер органического движения России, основатель компании «Аривера» в Мордовии, Илья Калеткин.

Во второй части конференции был проведён круглый стол под названием «Ешь органик — твори добро», где говорилось о том, что по всему миру понемногу растёт интерес и доверие потребителей к органическим продуктам. Ажиотаж возник в 2020 году в условиях пандемии и изоляции, когда мировые продажи органики выросли на 54%. Этот год стал поворотным и для России, где органические продукты стали лучше продаваться через крупные торговые сети, небольшие компании и особенно интернет.

На конференции прозвучало множество разных мнений и цифр, но в одном все её участники были единодушны — производя и продавая продукты, нужно думать не только о сегодняшней прибыли, но и будущем планеты Земля. Об этом сказал в своей речи и директор по органическому производству «Эконива-АПК холдинг» Анатолий Накаряков:

«Я считаю, что мы, можно сказать, взяли землю в аренду у своих детей — и должны вернуть её им в здоровом состоянии. Земля — невозобновляемый ресурс. Если почва деградирует, наши потомки не смогут выращивать те продукты, которые позволят им жить».

Экспертная группа «Модерн Ферма» может только приветствовать проведение мероприятий, где собираются люди, чьи мысли и идеи схожи с нашими собственными. Интернет-площадка «Модерн Ферма» всегда открыта для тех, кто добивается успеха, не нанося вреда природе и здоровью людей.
Made on
Tilda