Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Мнение эксперта: закон об органике уменьшил проблемы, но не все

Модерн ферма
Закон об органике, который начал действовать в России с января 2020 года, решил ряд важных вопросов этого направления сельского хозяйства, но на данный момент устранены далеко не все проблемы органических производителей. Своим видением нынешнего положения дел в отрасли поделился исполнительный директор Национального органического союза, эксперт проекта «Модерн Ферма» Олег Мироненко.

«Закон активизировал среду саму по себе. Возрос не только интерес к органике как к таковой, со стороны властей и производителей, но и со стороны потребителей», — отметил эксперт.

Из очевидных плюсов этого закона нужно упомянуть растущее доверие потребителя к органической продукции. Появились обязательные ГОСТы, регулирующие этапы производства, переработки и оборота реализуемой продукции, гарантии качества, подтверждённые знаками отечественной органики на маркировке товаров, а также реестр Минсельхоза РФ, куда вносятся все сертифицированные производители экологически чистых продуктов. По QR-коду любой покупатель может легко получить необходимую информацию о составе продукта и компании-изготовителе.

«Появилась возможность обратиться в Роспотребнадзор, если продукция оказалась не соответствующей определенному качеству и потребовать, чтобы производитель, который поставил этот продукт на прилавок, был наказан. Стало возможным применить и целый ряд административных механизмов для влияния на недобросовестных производителей и ритейлеров, которые такую продукцию реализовывают», — уточнил Олег Мироненко.

После того, как вступил в силу закон, заработали и получили финансирование региональные программы поддержки производителей органической продукции, была развёрнута просветительско-образовательная деятельность, что увеличило число предпринимателей, которые всерьёз заинтересовались органическим производством.

«Например, ведется работа в направлении образования, начали готовить предпринимателей для органического сектора, и мы увидели, что за эти 2 года стало больше производителей органики. В том числе и потому, что они видят, что государство готово (правда, пока больше на словах) развивать этот сектор. Если в прошлые годы появлялось примерно от 5 до 10 новых органических производителей в год, то в 2020—2021 гг. эта цифра дошла до 50 в год. Не считая тех, кто вошел в период конверсии», — поделился статистическими данными эксперт.

Трудно игнорировать тот факт, что органическая продукция, имеющая государственный сертификат качества, стала привлекательнее и для торгового сектора, который занимается её реализацией.

«Теперь, когда для органического производства определили правила, единую терминологию, ритейл видит, что сертификат производства, который внесен в реестр, правильный, и продукция, которая стоит на полке, тоже подлинная. А значит, ее легче продвигать с точки зрения потребителя, а еще есть четкий механизм проверки этой продукции и ее производства», — полагает Олег Мироненко.

Продажи органики уверенно растут и ритейлеры прилагают усилия к тому, чтобы
эта продукция была востребована потребителем. Показывает уверенный рост и количество покупателей, приобретающих органические продуктовые товары через интернет.

Однако оправдались не все надежды, возлагаемые на закон об органике. Остались нерешённые вопросы, которые тормозят развитие этого направления аграрной отрасли. Олег Мироненко считает, что самым большим препятствием является отсутствие федеральной программы поддержки органического сектора.

«Ожидалось, что в 2021 году будет разработана Стратегия развития органического сектора в РФ до 2030 года, которая бы запустила этот процесс. Но до сих пор программа существует только в умах её разработчиков. На основных игроков в секторе программа не выносилась и не обсуждалась. Стратегия не принята и не работает», — констатирует исполнительный директор НОС.

Он также полагает, что действующий реестр органических производителей нуждается в доработке. По мнению эксперта, ресурс может предоставлять сведения, но не позволяет делать аналитику. В реестре сложно выяснить, например, количество производителей на конкретном участке, узнать точное место и наименования производимых продуктов, помочь в создании кормовой базы и пр. Участникам органического рынка затруднительно получить нужную информацию. Исправляя данный недочёт, Фонд «Органика» создал и разместил на своём сайте картографическую версию реестра, где добавлены данные по производителям органической продукции, получившие международные сертификаты.

«Но все равно аналитика не работает. Цифры — это лишь экспертные оценки. Мы предлагали ввести коды ОКВЭД для органики, но на сегодня такие коды не существуют. В систему отчетности Минсельхоза РФ предлагали ввести параметры по различным направлениям производства органики, но и здесь мы не нашли понимания», — сообщил эксперт.


Не взяли старт и некоторые направления отрасли — органическая аквакультура, например. Органические дикоросы до сих пор допускаются на рынок только с зарубежными сертификатами.

«Сейчас количество производителей, которые готовы были пройти сертификацию, начинает падать. Потому что многие моменты в законе не работают так, как это было бы необходимо», — посетовал Олег Мироненко.

Он напомнил, что резкий рост продаж органики в России 2020 года возник в условиях пандемии, когда люди стали задумываться о своём здоровье и полезном питании, а уже в 2021 году продажи вернулись к прежним цифрам, которые были не выше 10−12%.

«В 2022 году, если так и не будут запущены механизмы, обозначенные в законе, следует ожидать, с учетом существующих обстоятельств, вероятнее всего дальнейшее уменьшение роста продаж», — дал неутешительный прогноз Одег Мироненко.

Для импортозамещения товаров, которые сейчас понемногу исчезают из ассортимента, отечественным производителям необходимо от трёх до пяти лет. Для того, чтобы переломить ситуацию, государственным структурам нужно максимально использовать механизмы, имеющиеся в законе об органике. Власти должны поддержать создание реестра биопрепаратов и биоудобрений, активно содействуя решению вопросов их производства в нашей стране. Мощный толчок развитию органического направления отрасли дало бы и вложение финансов в использование под выращивание органики залежных земель, которых в России более 30 млн.

По оценке НОС, сегодняшний российский рынок органики превышает 220 млн евро. На данный момент 80% продаж составляет импортная органика лишь 20% производится в России. Учитывая растущие продажи, представляется реалистичным к 2030 году достичь соотношения зарубежной и отечественной органической продукции 50 на 50.
Made on
Tilda