Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

«Зелёной» продукции дали нужный свет в Государственной Думе

Законодательство
Государственной Думой РФ был принят в первом чтении подготовленный Минсельхозом федеральный закон «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками». Предполагается, что он станет базой для развивающегося в нашей стране рынка «зеленой» продукции.

Закон определяет новые стандарты качества и запрещает использование ряда технологий, таких как ГМО и клонирование, при изготовлении органической сельхозпродукции.

«В проекте прописаны новые категории сельхозпродукции с улучшенными характеристиками, а также условия их производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации», — говорится в пресс-релизе Министерства сельского хозяйства.

Минсельхоз России также предложил к рассмотрению в Государственной Думе и инициативу, которая должна привести действующее в нашей стране законодательство в соответствие с новыми нормами, касающимися «зеленой» продукции.

Инициативы подготовлены по поручению Президента РФ. Первый документ направлен на принятие ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», второй вносит сопутствующие изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Документы устанавливают правовые основы создания российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками. Это продукция без ГМО. Примечательно, что в документе прописано отличие продукции от органической. При производстве продукции без ГМО допускается применение пестицидов, кормовых добавок и ветпрепаратов, но в минимальных количествах и под жестким контролем.

Документ также вводит такие понятия, как «улучшенная сельскохозяйственная продукция», «улучшенное сырье» и «улучшенное продовольствие». Предложено регламентировать производство, хранение, транспортировку, маркировку (сертификация пока будет добровольной) и реализацию такой продукции.

«Поскольку внедрение всех инициатив носит характер добровольной практики, к сожалению, на развитие рынка в целом такой шаг повлияет лишь в малой степени. Пока нет штрафных санкций и масштабной информационной кампании на государственном уровне, которая объясняет потребителю разницу в продукции, а производителя заставляет следовать жестким стандартам — на рынке по-прежнему будет присутствовать тема органики только в виде маркетинговой акции, зачастую не имеющей под собой юридической и нормативной основы. Органические предприятия работают с прибылью, которую нужно постоянно повышать и пока потребитель не будет готов платить за их продукт и не будет понимать как качественный продукт отличить от продукта „с улучшенными качествами“, добросовестные фермеры не смогут в полной мере развиваться и масштабировать производство» — комментирует ситуацию Татьяна Баландина, исполнительный директор «Модерн Ферма».

Однако многие эксперты уверены, что это шаг вперёд и принятый законопроект направлен как на повышение конкурентоспособности российского экспорта, так и на потребление здоровой продукции внутри страны. По «зеленой» этикетке потребители смогут осознанно выбирать проверенную продукцию более высокого качества и иметь больше информации о ней. Одновременно с инициативой наконец планируется внедрить меры поддержки производителей «зеленой» продукции. В настоящее время на сайте Минсельхоза формируется единый реестр предприятий. Но основная проблема в том, что в этот реестр попадут и органические фермы, и обычные фермерские хозяйства, поскольку в рамках текущей инициативы на поддержку смогут рассчитывать в том числе, и производители и предприятия-потребители пестицидов и агрохимикатов.

«Государство одинаково поддерживает и фермерские хозяйства, следующие принципам органики и обычные производства. В то время. Как органическим фермам нужна гораздо более развернутая государственная программа поддержки. Ведь именно тема возрождения села и развития территорий, которая сейчас на уровень федеральной повестки дня может стать актуальной при создании массовых органических ферм в городах и деревнях. Это позволит повысить спрос на местную продукцию, поднимет ожидания потребителя к качеству продукта и уровень ответственности производителя. У органических ферм по сравнению с крупными производствами меньшая доля маржинальности, и поддержка местных и федеральных органов самоуправления им гораздо нужнее. Одно крупное предприятие создает сотни рабочих мест в рамках небольшой удаленности от мегаполисов, а сотни органических ферм породят тысячи рабочих мест по всей России в самых ее удаленных уголка» — Татьяна Баландина, исполнительный директор «Модерн Ферма».
Made on
Tilda