Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Интервью: Как Россельхознадзор выявляет недобросовестных поставщиков?

Рынок
Исследовательский центр «Модерн Ферма» заинтересовало интервью, которое дала изданию «Ветеринария и Жизнь» руководитель Управления Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям Светлана Пантюхина. В нём рассказывается о тех инструментах, которыми пользуется надзорное ведомство для того, чтобы предотвратить поступление недоброкачественной продукции и фальсификата в социальные учреждения (школы, детские сады, больницы, дома престарелых и другие организации).
Светлана Сергеевна, недавно глава Северной Осетии поручил проверять всех поставщиков продуктов в соци альные учреждения республики. Как вы считаете, стоит ли распространить такой опыт на другие регионы России?

Светлана Пантюхина:

Я думаю, такая практика может принести положи тельные плоды. Мы прекрасно пони маем, что в социальные учреждения пищевые продукты поступают в основном в рамках федерального закона о госзакупках (№ 44-ФЗ). То есть по итогам проведения аукциона побе дителем становится тот, кто предложит наименьшую цену на продукт. Как пра вило, поставщики и производители за ведомо занижают стоимость контрак та, чтобы получить право на поставки. Это приводит к снижению качества продукции и поставкам фальсификата. А с помощью информационной систе мы Россельхознадзора «Меркурий», ко торая обеспечивает прослеживаемость пищевой цепочки от поля до прилав ка, от производителя до конкретного получателя, можно выявить в этой це почке нелогичные перемещения, нело гичные объемы и пресечь поступление фальсификата и недоброкачественной продукции в социальные учреждения, что мы и делаем.

Часто выявляете недобросовестных поставщиков?

Светлана Пантюхина:

Да, и ситуация настораживает. В 2022 году мы отобрали 1180 проб пищевой продукции и в 14,2% из них обнаружили нарушения по по казателям качества и безопасности. Пробы отбирали в школах, детских садах, больницах, домах престарелых.

Давайте уточним, какую продукцию проверяли?

Светлана Пантюхина:

Это говядина и мясо птицы, рыба, яйцо, молоко и молочная продукция (сметана, творог, сливочное масло, йогурт, кефир и так далее).

Как выглядит ситуация в разрезе регионов вашей зоны ответственности?

Светлана Пантюхина:

Во Владимирской области выявлено 15,6% потенциаль, но небезопасной продукции, в Костромской области — 8,4%. Наиболее тревожная ситуация в Ивановской области, поскольку здесь самый боль шой процент несоответствий — 17,9%. К сожалению, в Ивановской области большое количество молокопроизво дящих предприятий, которые попада ли в поле зрения управления как раз как выпускающие фальсификат. И эта фальсифицированная продукция по ставлялась в социальные учрежде ния не только Ивановской области, но и других регионов.

Наибольшее количество нарушений выявили в молочной продукции. Как правило, это фальсификация немолоч ными жирами. Например, в детский сад Ивановской области поступило 100 литров недоброкачественного па стеризованного молока производства ООО «Ивановский молочно-жировой комбинат», а также 2 кг творога и 5 кг сливочного масла производства ООО «Сыродел» — тоже производи тель из Ивановской области. В молоке и сливочном масле обнаружили фитостерины, а в твороге — несоответствие жирнокислотного состава.

Удается ли добиться позитивных сдвигов в ситуации с поставками опасной продукции в соцучреждения?

Светлана Пантюхина:

Да, в этом мы и ви дим цель нашей работы — максимально снизить процент недоброкачествен ной, фальсифицированной продукции, поставляемой в социальные учреждения. Хочу привести в пример опыт и практику Владимирской области, где в последние годы мы наблюдали снижение процента поставок недоброка чественной продукции в социальные учреждения. Если в 2020 году около 20% от поставляемой в соцучрежде ния продукции было небезопасным, то в 2021-м этот показатель сократился практически вдвое.

И в этом помогает «Меркурий»?

Светлана Пантюхина:

Конечно. Инспек тор видит, что в системе отсутствуют результаты лабораторных исследований продукции, подтверждающие её качество и безопасность. Другой путь — это выявление несоответствия объемов входящего сырья и выходя щего продукта. Случаи, когда сырья на производство поступило меньше, чем затем выработали из него готового продукта, сразу вызывают подозрение.

Зафиксировали подозрительные действия на предприятии и что дальше?

Светлана Пантюхина:

Дальше такие схе мы приходится раскручивать от перво начального электронного ветеринар ного сопроводительного документа, оформленного производителем, до по лучателя данной продукции. Разумеет ся, мы отбираем пробы, подтверждаем наши подозрения данными лабораторных исследований и уже по этим результатам строим дальнейшую претензионную работу.

Какое наказание следует?

Светлана Пантюхина:

Нарушителей привлекаем к административной ответственности, штрафуем. Суммы штрафов существенные. Так, за нарушение технических регламентов штраф со ставляет более 100 тыс. рублей. Кроме того, отзываем у недобросовестных производителей и поставщиков декла рации о соответствии на продукцию. Но это не самые действенные меры.

А какие действенные?

Светлана Пантюхина:

На мой взгляд, одна из самых действенных мер — информирование получателей продукции, а также представителей орга нов власти. В нашей практике много случаев, когда государственные социальные учреждения отказывались от контрактов с недобросовестными производителями, меняли поставщиков и начинали сами проводить претензионную работу, добиваясь компенсации за поставки недобро качественного товара.

А по поводу взаимодействия с органами власти?

Светлана Пантюхина:

Да, одна из эффективных практик, которую мы внедри ли на территории Владимирской области, — это слаженное взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта. Мы ежеквартально доводим до главы региона информацию о нарушениях, которые выявляем в социальной сфере, с перечнем производителей и поставщиков. Для того чтобы глава региона знал, какие поставки идут в социальные учреждения, и со своей стороны тоже принимал меры.

Второй инструмент — мы выносим информацию на комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которые действуют в регионах. В конце ноя бря 2022 года заседание такой комис сии состоялось в Ивановской области, рассматривали ситуацию с молочным производством. Решено заслушивать доклады нашего управления ежеквартально. Отмечу, что 3 года в Иванов ской области такая комиссия не созывалась и только по нашей инициативе было проведено первое заседание ле том 2022 года.

И третий инструмент — межведомственное взаимодействие. Приведу в пример опять же Владимирскую область, где информацией о наших выявлениях заинтересовались право охранительные органы. Кроме того, мы взаимодействуем с налоговой службой. Сегодня они активно про водят проверки, опираясь на данные, которые мы предоставили.

Вся эта планомерная работа дает очевидные результаты. Мы видим снижение процента поставок опасной продукции в соцучреждения на территории Владимирской области.
Материал информационного портала «Ветеринария и жизнь»
Made on
Tilda