Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Исследование показало, что размер органической фермы имеет значение

Исследования и наука
Группой исследователей из организации The Nature Conservancy, Центра устойчивого будущего Дэвида Р. Аткинсона (Atkinson Center for a Sustainable Future), Корнеллского колледжа сельского хозяйства и наук о жизни (CALS), Корнеллского и Калифорнийского университетов был проведён национальный опрос, который позволил установить взаимосвязь между размерами фермы органического сектора и применяемыми агроэкологическими методами.

Междисциплинарная группа, в состав которой вошли доктор философии Джеффри Либерт, изучающий агроэкологию в Школе интегративного растениеводства, доцент Школы интегративного растениеводства Мэттью Райан, профессор Школы интегративного растениеводства Томас Бьоркман, профессор глобального развития Рэйчел Безнер Керр, профессор экологии и эволюционной биологии Колледжа искусств и наук Элисон Пауэр, профессор продовольственного маркетинга Роберта Г. Тобина в Школе прикладной экономики и менеджмента Чарльза Х. Дайсона и профессор кафедры глобального развития Мигель Гомес, опросила 542 фермера, выращивающих на своих землях органические овощи и фрукты.

Исследование показало, что при расширении площади органической фермы довольно часто происходит сдвиг в сторону «конвенционализации», который уменьшает эффект агроэкологичных методов устойчивого земледелия. Чем крупнее хозяйство, тем вероятней применение традиционных методов его ведения, оказывающих негативное воздействие на агроэкосистему.

Фермеры, разумеется, не нарушают требований органического производства. Они могут, например, произвести замену синтетических пестицидов и удобрений на разрешённые в отрасли, но это не приближает их хозяйства к интеграции, перепроектированию производства, которое даст возможность использовать все 8 предложенных агроэкологических методов, обеспечивающих устойчивое земледелие.

Данное исследование было продиктовано не только научным интересом. Тенденция стандартизации органического производства, которая начала наблюдаться в последнее время, вызывает вполне обоснованное беспокойство со стороны тех, кто придерживается принципов органики. Большим органическим фермам нетрудно снизить цены на свою продукцию и сделать её доступнее для потребителя, но это становится возможным за счёт применения методов интенсивного производства, что противоречит правилам устойчивого сельского хозяйства и снижает доверие покупателей к органической маркировке пищевых товаров.

«Эта конвенционализация органического земледелия — реальная проблема. Если это зайдёт слишком далеко, то доверие потребителей к органической маркировке рассеется, вы потеряете надбавку к цене, люди не будут использовать эти методы — и мы потеряем эти экосистемные услуги и преимущества», — высказал свои опасения один их исследователей, доцент Школы интегративного растениеводства Мэттью Райан.

Опрос показал, что на малых (от 0,4 до 39 га пахотных земель) фермах в 1,4 раза чаще, чем в крупных хозяйствах (около 405 га пахотных земель) использовались междурядья, инсектицидные и бордюрные посадки. Большие фермы готовы применять агроэкологические методы, дающие ощутимый эффект. Они используют минимальную обработку почвы, позволяющую обеспечить её сохранность. Это требует специального оборудования, которое не всегда может позволить себе небольшое хозяйство. Но на малых фермах для огораживания своих участков охотно используют живые изгороди, которые благотворно влияют на среду обитания и привлекают полезных насекомых.

На просторных территориях инсектарные насаждения помогают опылению меньше и потому крупные фермы используют их реже. Кроме того, имеются и другие причины для игнорирования рекомендуемых агроэкологических методов. Например, принятая в Калифорнии программа поощрения фермеров, устанавливающих живые изгороди, не встретила поддержки среди аграриев. У розничных продавцов супермаркетов возникли сомнения в безопасности культур, выращенных на таких полях. Риск заражения урожая дикими обитателями природы фермерам пришлось брать на себя и некоторые земледельцы предпочли избавиться от живых изгородей для сохранения выгодных контрактов с оптовыми покупателями.

«Это был хороший пример того, как мы не можем решить некоторые из этих проблем, связанных с устойчивостью или биоразнообразием, если вы не используете более междисциплинарный подход. Если мы не будем вести диалог с политиками и частным сектором, который оказывает такое сильное влияние на методы, которые используют фермеры, мы не добьемся успеха в продвижении внедрения этих методов», — так отозвался о возникшей ситуации исследователь Джеффри Либерт.

Изучив земледельческие практики малых органических ферм, расположенных вокруг озёр Фингер (запад штата Нью-Йорк), чья продукция поступает на местный рынок, и хозяйств с масштабными территориями, урожаи которых реализуются в больших магазинах, исследователи обнаружили ряд различий.

Джеффри Либерт и другие исследователи-соавторы подробно изложили свои наблюдения в материале «Размер фермы влияет на использование агроэкологических методов в органическом фермерском хозяйстве США».

Авторы этой работы считают, что необходимо продумать возможность расширения использования агроэкологических методов, принять программы стимулирования крупных, средних и мелких фермерских хозяйств. Большим фермам, которые начнут осуществлять полную реконструкцию хозяйства, а не менять в них лишь отдельные элементы, можно увеличить сумму вознаграждения.
Нужны также меры по защите малых и средних ферм от конкуренции с большими органическими хозяйствами.

«Если мы сможем помочь этим средним или малым фермам получить доступ к альтернативным рынкам и разработать продукты с добавленной стоимостью, которые не входят в сферу прямой конкуренции с крупными фермами, это может иметь большое значение», — отметил Джеффри Либерт.

Рекомендации исследователей могли бы оказать поддержку стремительно растущего направления американской аграрной отрасли. Уже сейчас реализация органических овощей и фруктов в США составляют 15% всей розничной продуктовой торговли, а сумма ежегодных продаж органических продуктов питания приближается к $ 57 миллиардам.
Made on
Tilda