Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

К 2030 году производство органической продукции в России должно вырасти в 9,7 раза

Законодательство
Согласно разработанной Минсельхозом стратегии развития органической продукции, объёмы её производства в России к 2030 году могут вырасти в 9,7 раза по сравнению с показателем за 2022 год и будут исчисляться суммой 114,5 млрд рублей.
Документ, размещённый на сайте подготовки нормативно-правовых актов, содержит базовый сценарий, по которому к 2030 году прогнозируется рост объёма потребления органической продукции в 7,2 раза, что составит 149,8 млрд рублей. Ожидается также, что за этот период экспорт отечественной органики поднимется в 9,3 раза (до 27,8 млрд рублей). Площадь земель, где используются органические технологии, должна вырасти в 5,7 раза (до 4,3 млн га).

Помимо базового сценария развития, определяемого в качестве основного, стратегия описывает также консервативный и оптимистический. По предварительным расчётам доля органических продуктов в общем обороте продовольственных товаров должна продемонстрировать рост с 0,13% в 2020 году до 0,62% в 2030 году, а расходы на органическую продукцию могут увеличиться со 147 рублей ежегодно на человека до 1 тыс. 40 рублей. По прогнозу доля импорта в потреблении органической продукции покажет снижение с 63% в 2021 году до 24% в 2030 году за счёт импортозамещения и развития производства, которое должно обеспечить по приемлемым ценам рост внутреннего потребления.
«В случае если темпы внутреннего производства не обеспечат растущие объёмы спроса, потребление органической продукции может сократить темпы роста, поскольку импортная продукция с большой долей вероятности окажется дороже российской в рублёвом выражении», — отмечается в документе.
Базовый вариант учитывает системные меры господдержки отрасли, реализацию информационной кампании по распространению знаний об органической продукции среди потребителей и производителей, а также внедрение механизмов приоритетного государственного и муниципального заказа органических продуктов для питания в социальных и образовательных организациях.

В планы включены и развитие мер поддержки стартапов, внедрения новых органических технологий (создание агропроизводственных кластеров) и реализация образовательных программ по обучению специалистов органического сельского хозяйства совместно с ведущими профильными образовательными организациями высшего образования, отраслевыми объединениями и компаниями, внедряющими новые агротехнологии.

При подготовке базового сценария Минсельхоз было заложено, что с 2024 года спрос на органические продукты в России будет расти темпами выше среднемировых.

Сценарий предполагает, что сохранится уже сложившаяся тенденция роста мирового органического рынка и дальнейшее увеличение импорта органической продукции ведущими потребителями (Китаем, ЕС, США, странами Ближнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др.) Прогноз будущего также строится на ожиданиях по продолжению политики закрытия рынков сельскохозяйственной продукции основными импортерами для российского органического экспорта (запрет импорта или значительные тарифные и нетарифные ограничения) в 2022—2023 годах. Спланировано и постепенное открытие рынков зарубежья (США, ЕС, Японии, Австралии, Канады и др.) для отечественной органической продукции.
Made on
Tilda