Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

«Модерн ферма» приняла участие в круглом столе «Этика и животные»

Модерн ферма
В рамках международной научной конференции «Теоретическая и прикладная этика» Института философии СПбГУ вновь проводилась секция по правам животных, которую организовала общественная организация «Голоса за животных». Данное мероприятие проходило второй год подряд и на этот раз оно было доступно в режимах онлайн и оффлайн.
Участниками конференции стали российские и зарубежные философы, кандидаты наук, биологи, студенты философских факультетов, блогеры, активисты. На мероприятии был затронут ряд важных тем, касающихся взаимоотношений людей и животных, защиты здоровья, благополучия и прав существ нечеловеческой природы.

Работа секции включала проведение круглого стола по теме этичного отношения к животным в российском научном сообществе. Акцент был сделан на проблеме жестокого отношения к представителям других биологических видов. Этот острый вопрос обсуждается в отдельных слоях общества, но поиск правильного решения требует привлечения внимания широких масс и конкретных действий представителей власти.
«Мы начали движение в защиту так называемых сельскохозяйственных животных на законодательном уровне, но эта тема не воспринимается всерьёз со стороны общества и органов власти, что может затруднить принятие соответствующего законопроекта. Одним из путей изменения такого отношения могла бы стать поддержка академического сообщества России, которая дала бы философское обоснование концепции прав животных и необходимости принятия законов в защиту всех живых существ», — прокомментировала председатель общества «Голоса за животных» Динара Агеева.
На круглом столе прозвучал и доклад руководителя проекта «Модерн Ферма» Марии Гурьевой, который мы предлагаем вашему вниманию:

«Проблема отношения к сельскохозяйственным животным, переход к этичному фермерству как один из этапов развития гуманного становления взаимоотношений природы и общества»

Национальный исследовательский центр «Модерн ферма» давно занимается отраслевой аналитикой, формированием программ, направленных на изучение проблем устойчивого развития сельских территорий и формирование в обществе цивилизованного отношения к сельскохозяйственным животным.

Отношение народов разных государств к благополучию домашних и сельскохозяйственных животных с течением времени неоднократно менялось. Сейчас в развитых странах преобладает вектор минимизации у них боли, страданий и стресса. Широкая общественность, активисты, учёные-исследователи продолжают выступать за гуманизацию ухода и содержания животных, за их права.

Убийство животных ради еды — одно из условий существования людей. Как показывают исследования, наши предки охотились на зверей еще два миллиона лет назад, а зубы и желудок человека приспособлены для рациона, включающего мясо. По мнению ученых, употребление жирных кислот и животного белка стало условием эволюции человеческого мозга. Удачливых охотников далёкого прошлого уважали, а их добыча представляла ценность не только для них самих, но и для всего племени. Например, народ хопи поощряет детей играть с пойманными птицами, отрывая им крылья и ломая лапки.

С развитием цивилизации и животноводства люди пытались выработать нормы обращения с «братьями нашими меньшими», однако чаще всего философы сходились на мнении, что звери предназначены для удовлетворения человеческих прихотей.

Итальянский философ и теолог XIII века Фома Аквинский в своих трудах наставлял читателей: «Божественным провидением животные предназначены к пользе человека. Нет ничего плохого в том, что люди используют их — убивая или поступая как угодно по-другому».

Британские кулинары XVII века, например, считали, что мясо быка несъедобно и вредно, если его не травили собаками. Телят и свиней забивали до смерти кнутами, завязанными в узлы, чтобы сделать их плоть мягче. В Англии елизаветинских времен лапы гусей прибивали гвоздями к полу, чтобы они лучше набирали вес, а в 1686 году сэр Роберт Саутвелл изобрел стойло, «в котором скот ест и пьет из одной кормушки и не сдвигается с места, пока не сгодится для забоя».

Меняться отношение к животным начало лишь в эпоху Возрождения. Однако наиболее значимый вклад в трансформацию восприятия зверей внесла наука в XVIII и XIX веках.
«Если человек стреляет в свою собаку, потому что животное больше не способно служить, он не нарушает своего долга по отношению к собаке, но его поступок бесчеловечен и наносит ущерб самому себе той человечности, которую он обязан проявлять по отношению к человечеству. Мы можем судить о сердце человека по его обращению с животными», — утверждал Кант в своих лекциях по этике.
В 1789 году английский философ-моралист, правовед, социолог и юрист Иеремия Бентам обосновал положение животных словами, которые до сих пор являются девизом многих зоозащитных движений: «Вопрос не в том, могут ли они думать или говорить. Вопрос в том, могут ли они страдать».

Идеи о необходимости гуманного обращения с животными постепенно начали закреплять документально. В 1821 году предложение о запрете жестокого обращения с лошадьми было направлено в английский парламент. Позитивные перемены в законодательстве произошли и в нашей стране. В 1865 году при попечительстве царя Александра II было создано Российское общество покровительства животным (РОПЖ). Его появление связано с многочисленными случаями безобразного отношения к лошадям со стороны извозчиков, однако это общество ставило более масштабные цели. РОПЖ добивалось гуманного поведения по отношению к любым представителям животного мира. В правилах общества говорилось: «Вообще запрещается всякое мучение каких-либо животных и всякое жестокое с ними обращение».

Пропагандируя идеи гуманного отношения к животным, члены РОПЖ читали лекции населению, а в крупных городах появились плакаты, рассказывающие об уголовной ответственности за издевательство над лошадьми, собаками и кошками, сопровождаемые цитатой из Евангелия: «Блажен иже и скоты милует». Однако деятельность общества концентрировалась в основном в городах, и до деревни идеи зоозащитников доходили со скрипом.

В середине XX века стали уделять значительно меньше внимания жестокому обращению с животными. Люди, измученные двумя мировыми войнами, были благодарны за мясо в тарелке и не интересовались, как складывалась жизнь коровы, которая стала его источником. Подлил огня и появившийся бихевиоризм — новый подход к изучению поведения людей и животных. Его последователи настаивали: сама идея, что звери что-то там чувствуют, с научной точки зрения крайне наивна и является следствием антропоморфизма — перенесения человеческого образа на все остальные существа и предметы.
Новым толчком к развитию гуманного отношения к животным стала книга Рут Гаррисон «Животные-машины», в которой она рассказывала о бедственном положении скота на фермах. В это же время появился термин «права животных», который придумала писательница и борец за социальные реформы Бриджит Брофи.

Сейчас в обществе есть запрос на гуманное отношение к животным. Но все-таки традиционное сельское хозяйство, направленное на массовое производство продуктов питания, часто бывает неэтичным — негуманным по отношению к животным, перегруженным применением антибиотиков и загрязняющим окружающую среду.

Чтобы сэкономить место, разных животных, выращиваемых на фабричной ферме, запирают вместе в загонах, ящиках или клетках, что препятствует их нормальному поведению, например, гнездованию или поиску пищи. Это часто приводит к тому, что животные травмируют друг друга просто из-за скуки, разочарования и стресса. Промышленное фермерство эксплуатирует животных, теснит, издевается над ними, чтобы повысить производительность. А между тем именно условия содержания животных оказывают непосредственное влияние на конечный продукт. Кроме того, звери и птицы гораздо более восприимчивы к окружающей обстановке, чем мы привыкли думать.

Куры образуют крепкие семейные узы. Наседка начинает привязываться к своим цыплятам ещё до их рождения. Она будет переворачивать яйца до пяти раз в час и тихо кудахтать своим нерожденным птенцам, которые будут чирикать в ответ ей и друг другу.

Несмотря на свою репутацию, у свиней есть много положительных качеств, включая чистоплотность, интеллект и социальный характер. Поросята узнают свои имена к двух-трехнедельному возрасту и реагируют на зов. Они весьма разборчивы в еде и очень требовательны к своему жизненному пространству. Свиньи чрезвычайно активны и любознательны, любят новизну.

Коровы очень социальные животные и образуют прочные связи со своими семьями и друзьями, которые могут длиться всю их жизнь. Связь между коровой и её теленком особенно сильна. Если корову-мать поймают на противоположной от её теленка стороне забора, то она сильно встревожится, будет волноваться и отчаянно кричать. Если они останутся разлученными, корова останется у забора. Ради воссоединения со своим ребёнком она готова терпеть непогоду, холод, голод и жажду. Эта связь сохраняется даже после того, как теленок полностью вырос.

Животные на ферме и на крупных АПК испытывают страдания

В обществе необходимо чаще поднимать вопрос благополучия животных. В его основу часто вкладывают понятие «естественное поведение». Этот термин широко используется пищевыми компаниями для рекламы своей деятельности в области защиты животных, но общественность должна быть осведомлена о том, что нет обязательной связи между естественностью и гарантированным благополучием. Не всегда естественное поведение способствуют благополучию животного. Например, преследование или поимка хищника к нему никак нельзя отнести.

Кроме того, рост исследований поведения животных за последние 60 лет дал массу новой информации о том, на что реагируют животные, что их мотивирует, как их поведение развивается в течение жизни. Используя всю эту информацию, а также просто полагаясь на шаткую концепцию «естественного поведения», мы теперь можем приступить к улучшению благополучия сельскохозяйственных животных.

Поведение животных в большинстве случаев не является фиксированным и инстинктивным, а представляет собой тонкое и конструктивное взаимодействие между генами и окружающей средой. Именно гены определяют, что животное считает полезным (например, сладкий вкус) или наказанием (например, боль), и таким образом направляют его к тому, что полезно, и от того, что вредно. Но гены обычно не определяют, какое именно поведение необходимо совершать для достижения этих целей. Животное должно на собственном опыте научиться добиваться вознаграждения или избегать наказания Выяснив, что представляют собой эти награды и наказания и насколько усердно животные готовы работать, чтобы их получить или избежать, мы получим объективный способ узнать, что они ценят.

Сельскохозяйственные куры-несушки и цыплята-бройлеры на свободном выгуле проводят непропорционально много времени либо под деревьями, либо возле них, если такая возможность им доступна, а крупный рогатый скот предпочитает отлеживаться на улице, особенно ночью.
Большинство наших домашних и сельскохозяйственных животных по-прежнему относятся к тем же видам, что и их дикие предки, но, тем не менее, прослеживаются серьезные изменения в форме их тела, поведении и других признаках. Это представляет собой еще одну проблему с использованием естественного поведения диких животных в качестве критерия благополучия, а именно: с течением времени животноводство оказывало влияние на поведение и физиологию наших сельскохозяйственных животных до такой степени, что их потребности и ценности теперь полностью отличаются от тех, которые были у диких предков.

Сельскохозяйственные животные, которые у нас есть сейчас, являются сложным результатом недавнего искусственного отбора в сочетании с древним наследием прошлого естественного отбора. Они не являются ни совершенно древними, ни совершенно новыми. По этой причине нам необходимы исследования, чтобы понять их потребности в том виде, в котором они есть сейчас — генетически измененные, выращенные в домашней среде — результат как естественного, так и искусственного отбора.

Искусственный отбор, осуществляемый человеком, имеет много общего с естественным отбором в дикой природе, но имеются и важные различия. Одним из наиболее важных из них является то, что люди часто выбирают отдельные черты, а затем обнаруживают, что это приводит к непредвиденным проблемам. Например, отбор молодняка с высокой скоростью роста у цыплят-бройлеров привел к проблемам со скелетом и другим сложностям со здоровьем, включая ожирение у взрослых птиц, используемых для разведения, поэтому их приходится ограничивать в корме, что само по себе является еще одной нерешённой проблемой благополучия.

Люди выборочно разводили животных с предпочтительными особенностями, такими как быстрая скорость роста, высокие надои молока или послушность. Обычно они делали это без особого внимания или знания других признаков, которые могли быть выбраны либо как побочный продукт, либо как основной механизм.

Сейчас, говоря о гуманном отношении к животным в сельском хозяйстве, нужно иметь в виду соблюдение ряда их прав. Основной постулат гуманного отношения — животные и птицы в сельском хозяйстве должны быть здоровыми. Их необходимо содержать с заботой и ответственностью. Требуется отказаться от клеток, которые ограничивают свободу передвижения и лишают возможности нормальной жизни. Животным нужно предоставить свободный выпас или достаточно просторное помещение с беспрепятственным доступом к воде и еде.

Животным и птицам надо обеспечить улучшенные условия содержания, которые зависят от видов и могут включать как отапливаемые современные птичники, удобные кормушки, так и подстилки, игрушки. Следует ответственно подходить к применению антибиотиков. Транспортировка животных должна быть комфортной, а способы убоя — гуманными.

Сейчас настало время перехода к этичному фермерству. Шаги в этом направлении делают как небольшие хозяйства, так и крупные предприятия АПК. Пробуждается и интерес потребителей к реалиям сельскохозяйственной отрасли. Одним из признаков этого является рост аграрного туризма. Вырабатываются новые понятия и законодательные нормы, продолжается научная деятельность, направленная на улучшение благополучия сельскохозяйственных животных.

Этичное фермерство и гуманное отношение к животным — это важные этапы развития гармоничных отношений между обществом и природой.

Запись конференции «Теоретическая и прикладная этика» можно посмотреть ЗДЕСЬ
Made on
Tilda