Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Статистические показатели органического рынка России

Модерн ферма
Национальным органическим союзом РФ и Исследовательским институтом FIBL были собраны данные, отображающие положение России на мировом органическом рынке. Аналитическая группа «Модерн Ферма» считает, что статистика будет полезна производителям органики, так как позволит сформировать образ «идеального покупателя» и оценить перспективы отрасли.

За период с 2000 по 2019 год мировой рынок органики вырос более чем в семь раз и к началу 2020 года составлял 129 млрд долларов США. Grand View Research прогнозирует, что каждый год рынок будет вырастать на 10−12%. К концу 2019 года лидером на мировом рынке органических продуктов являются США, почти в четыре раза меньше показатели у Германии, замыкает тройку Франция. Что касается потребления органики, то здесь уверенно лидируют европейские страны. Больше всех в 2019 году органические продукты покупали датчане — их траты составили 344 евро на душу населения.

В России объем органического рынка пока достаточно скромный — 0,18% от мирового на 2019 год. С 2010 по 2014 год рост нашего рынка составлял примерно 10% в год, затем он на два года упал до 4%, а после вернулся к 8−10%. Показательно сравнение ситуации на отечественном органическом рынке в 2000-х годах и сейчас — это 16 млн евро, в которых вся продукция является импортной, против нынешних 193 млн евро, из которых уже 20% приходится на отечественных производителей.

Еще одним важным фактором российского органического сектора является огромный, но пока нереализованный земельный потенциал нашей страны. В России более 30 млн га идеальных для органики и неиспользуемых на данный момент земель, где никогда не применялась химия. По данному показателю наше лидерство неоспоримо. Национальный органический союз РФ считает, что в будущем количество сертифицированных органических земель будет составлять не менее 30% от мирового объема.

В 2019 году производство отечественной органики оценивалось порядка 55−60 млн евро. Это составляет 0,06% от общего объема органического производства в мире. Большая часть производимой в РФ органики - крупы, овощи и фрукты. На молочную продукцию приходится 13% производства, на мясо и мясопродукты — 11%. В этом мы схожи с Европой — их органический рынок поделен на сегменты примерно такими же долями.

Интерес к органической продукции в России возник не так давно. Яндекс-маркет и TNS изучил спрос на органику в последние годы и определил несколько групп отечественных покупателей:

  • 40% — домохозяйки, мамы;
  • 30% — приверженцы ЗОЖ;
  • 15% — те, кому органические продукты необходимы по показаниям здоровья, вегетарианцы и т. д.;
  • 10% — сегмент luxury;
  • 5% — покупающие органику из-за дани моде.

Еще десять лет назад картина была совершенно иной и 90% покупателей приходилось на сегмент luxury.

Но устойчивых покупателей органики в России меньше одного процента. Как уже говорилось выше, в Дании расходы на покупку органической продукции — 334 евро в год на человека, а у нас этот показатель составляет меньше 1 евро. Мы пока очень далеки даже от среднего по миру показателя — 12,8 евро на душу населения.

Национальный органический союз РФ провел исследование, чтобы выявить основные причины, останавливающие потенциальных покупателей от выбора органики:

  1. Псевдомаркировка. Потребители затрудняются определить, органическая ли перед ними продукция.
  2. Цена. Высокая стоимость органики отпугивает покупателей, а в среднем стоимость органики в России в 2−3 раза выше неорганического аналога. В Европе, например, эта разница составляет от 15 до 50
  3. Информированность. Потребители мало знают об органических товарах и плохо в них разбираются.
  4. Система стандартизации и контроля. Закон Об органической продукции вступил в силу только в 2020 году, что можно считать началом формирования национальных норм, касающихся органической продукции.

Проведенный недавно РОМИР и ЦКС анализ свидетельствует о том, что 58% россиян хотели бы покупать органическую продукцию, так что перспективы роста колоссальные.

Исследован также и географический аспект рынка органики. Лидирующими центрами торговли ожидаемо стали Москва и Санкт-Петербург, на чью долю сейчас приходится около 70% от продаж органической продукции по всей стране. Стоит отметить, что в Москве значительно больше специализированных магазинов. Но в СПб есть преимущество в плане ослабленной конкуренции — его рынок находится только на стадии развития. В других городах-миллионниках России за 2019−2020 годы число органических магазинов стало расти. Больше всего их появилось в Воронеже, Ростове на Дону, Уфе, Краснодаре и Ярославле.

Реализация чаще всего происходит через супермаркеты (50% продаж), до 25% — это органические специализированные магазины, а оставшаяся доля попадает к потребителю через интернет, рынки или посредствам прямых продаж.

Приведенная разносторонняя статистика свидетельствует о том, что перспективы для органической отрасли в России действительно есть. Законодатели, обратив на органику внимание, продолжают разрабатывать нормы и стандарты, города за пределами двух столиц открываются для реализации товаров. Сформировавшийся за последние годы образ «идеального покупателя» позволяет лучше понимать ЦА органических продуктов. А отработка возражений потенциальных потребителей поможет увеличить продажи. Экспертная группа «Модерн Ферма» в свою очередь готова предоставить поддержку наших специалистов каждому, кто планирует развиваться на органическом рынке.
Made on
Tilda