Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Принципы, перспективы и господдержка органического сельского хозяйства

Модерн ферма
О важности господдержки и перспективах развития органического направления всей аграрной отрасли нашей страны рассказала ресурсу СберПро Медиа гендиректор холдинга «АгриВолга» Елена Яшаева.

15 лет назад нынешним собственником «АгриВолги» Сергеем Бачиным было организовано производство экологически чистой продукции. В то время статуса органики в России ещё не существовало и его хозяйство разработало свой стандарт, который придерживался принципов международной организации IFOAM, содействующей повсеместному внедрению органического производства.

Будущий агрохолдинг, созданный на базе двух колхозов, с самого начала отказался от использования минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов и другой химии. И сейчас «АгриВолга», чья молочная и мясная продукция выпускается под брендом «Углече Поле», при её производстве обходится без агрохимикатов, антибиотиков, стимуляторах роста, гормональных препаратов и ГМО.

Бороться с сорняками помогает особый подход к севообороту. Здоровью животных хозяйства способствуют тщательный уход за ними, комфортные условия, продуманное питание и свободный выгул на пастбищах. Животные не испытывают никакого стресса, меньше болеют, что снижает необходимость применения ветпрепаратов.

Всё это позволяет производить экологически чистые продукты, которые реализуются через собственную розничную сеть «Углече Поле. Органик маркет» и через других ритейлеров. С этого года агрохолдинг активно занялся развитием агротуризма, что способствует продажам выпускаемой продукции. В дни посещения туристами фермы, где можно своими глазами увидеть весь процесс производства, выручка магазина в Угличе увеличивается на 10−20%.

Елена Яшаева коснулась и такой важной темы, как господдержка, без которой органическому направлению сельскохозяйственной отрасли было бы трудно расти и крепнуть.

«Во всём мире органическое производство развивается за счёт государственных дотаций, поскольку соблюдение всех необходимых правил критически сказывается на сроках окупаемости. Кроме того, в этом секторе на начальном (переходном) этапе очень низкая рентабельность, ведь для того, чтобы выстроить процессы производства в соответствии со всеми правилами стандарта, хозяйству требуются приложить немало времени, сил и средств. Один лишь процесс сертификации земель может растянуться до трёх лет, в этот период предприятие уже должно полностью отказаться от использования минеральных удобрений и химических средств защиты растений, заменив их биопрепаратами и природными методами защиты, выстроить процессы севооборота и обработки почвы. То есть на первых порах органическое предприятие несёт гораздо большие затраты на выращивание, чем индустриальное», — отметила Елена Яшаева.

Во многих других странах государство компенсирует эту разницу с помощью дополнительных выплат. В России такая поддержка сейчас не оказывается.

Власти некоторых российских регионов предоставляют производителям субсидии, которые позволяют им приобретать биологические удобрения и компенсировать затраты на сертификацию своей продукции. По данным Национального органического союза, доля частных инвестиций в отечественное органическое производство составляет 95%.

Без поддержки аграриям, которые решили перейти на органическое производство, приходится непросто. Они не могут реализовывать свою продукцию как органическую до окончания переходного срока. Как известно, органика стоит дороже обычных продуктовых товаров. Её продажа по настоящей стоимости покрыла бы разницу в тратах, но право на органическую маркировку своей продукции хозяйство получает только после сертификации. Есть страны, где производителям оказывается господдержка, покрывающая разницу в стоимости. В нашей стране на данный момент подобных субсидий не выделяется.

«Производство органики обходится дороже, разница в затратах в сравнении с индустриальным сельским хозяйством может составлять от 20 до 100%. Это влияет и на цену: традиционно она была на 20—30% дороже обычной продукции. Но в 2022 году эта разница стала стираться, поскольку органические продукты питания в отличие от индустриальных меньше зависят от внешних факторов, таких как закупка иностранных ветпрепаратов, кормовых добавок и прочего, которые в этом году подорожали из-за сложностей в логистике. Это дало нам определённое конкурентное преимущество», — поделилась глава агрохолдинга.

Основными этапами для начала органического производства являются:

  1. Приобретение земли.
  2. Трёхлетний конверсионный период, во время которого воспрещается применение агрохимикатов при выращивании сельхозяйственных культур.
  3. Сертификация земли и производственных объектов с выполнением всех изложенных в законе об органической продукции требований.
  4. Поиск надёжного рынка сбыта. Его близость к месту производства значительно снижает логистические затраты.

В последнее время самыми крупными рынками сбыта были Москва и Санкт-Петербург (65—70% общих продаж). Наблюдается увеличение органических магазинов в Ярославле, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже и Уфе.

Нельзя не отметить рост потребителей к экологически чистой продукции. Всё больше людей приобретает еду, которая не только улучшает качество питания, но и не оказывает пагубного воздействия на окружающую среду.

Растёт и число производителей, соблюдающих органические принципы, которые предписывают беречь природу и гуманно обращаться с сельскохозяйственными животными. Ешё недавно каждый год появлялось 5−10 таких хозяйств, а с 2020 года, когда был принят закон об органическом производстве, эти темпы выросли. Сейчас в единый государственный реестр занесены уже 152 сертифицированных компании.

Эти цифры могут стать выше. В России около 44 млн га неиспользуемых сельскохозяйственных земель, из которых 20 млн — пашня.

«Для активизации перехода на органическое производство нужны системные меры на федеральном уровне: субсидирование сертификации производства и самой продукции, закупки биоудобрений, политровая и погектарная поддержка. Это может дать производителям органической продукции новый стимул для развития. При наличии такой поддержки, у России хорошие перспективы стать одним из лидеров по производству органики», — считает гендиректор «АгриВолги» Елена Яшаева.
Made on
Tilda