Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Перспективы покупки россиянами органической продукции

Модерн ферма
Участников Первой международной конференции по цифровизации сельского хозяйства и органического производства познакомили с данными недавнего опроса. Он был направлен на изучение интереса отечественных потребителей к органическим продуктам.

О выводах, которые позволил сделать проведённый опрос, сообщила на конференции научный сотрудник СПб ФИЦ РАН Наталья Никонова. Аналитическому центру «Модерн Ферма» эти данные показались интересными и достойными внимания тех, кто занимается производством и реализацией органики в нашей стране.

«Актуальность исследования связана с перспективами развития органического сельского хозяйства в России, которое напрямую зависит от потребительского спроса на такую продукцию. Тем более, что, по данным Росстата, в России, в том числе Санкт-Петербурге, из-за снижения уровня жизни отмечается снижение потребления обычных молочных продуктов», — сказала Никонова.

Были опрошены 100 жителей Санкт-Петербурга (76% женщин и 24% мужчин) из разных групп населения, имеющих отличия в образовании, профессиональном статусе, возрасте, составе и доходе семей (36% - бездетные, 28% - один ребёнок, 29% - двое детей, 7% - три ребёнка и более).
Респондентов спрашивали о качестве и доступности экологически чистых товаров и о том, могут ли они себе позволить их приобретение. 70% опрошенных утверждают, что выбор молочных органических продуктов на сегодняшнем рынке нельзя назвать разнообразным. Относительно качества 68% участников опроса заявили, что готовы потреблять более дорогое органическое молоко, пусть и нечасто. 31% не видят необходимости платить за продукт дороже и используют в своём ежедневном рационе неорганическое молоко.

«В ходе опроса нас интересовала в первую очередь частота покупки респондентами обычного молока и молочных продуктов. Около 31% респондентов ежедневно покупают обычное молоко, однако покупать органическое готовы только 13% опрошенных. Около 29% респондентов приобретают традиционные молочные продукты два раза в неделю. Но органические с такой чистотой намерены покупать лишь 19%. 12% ответили, что органическое молоко покупать не будут, так как семья большая, а цена на него немаленькая. Поэтому они отдают предпочтение обычным молочным продуктам, которые потребляют раз в неделю. Либо респонденты вообще не знают, что такое органическое молоко и поэтому берут то, что подешевле. Также некоторые либо не готовы его покупать, либо их не устраивает цена», — уточнила Наталья Никонова.

Выяснилась и ценовая категория, в пределах которой потребители готовы покупать 1 литр молока:

  • от 80 рублей и выше — 8%
  • от 60 до 80 рублей — 43%
  • от 50 до 60 рублей — более 25%

Разумеется, следует учитывать и финансовое положение средней семьи в последние три года, которые были не самыми простыми из-за мировой пандемии. Опрос показал, что у 38% доходы сохранились на прежнем уровне, у 32% они сократились, и только 31% сообщил о повышении семейных средств.

Среднемесячный доход низок или составляет минимальный размер оплаты труда у 13% респондентов. Следует учесть, что 9% из них имеют от одного до трёх детей. Ограниченность средств этой категории покупателей делает приобретение органических молочных продуктов весьма затруднительным. Их невысокий заработок является препятствием даже для покупки обычного молока. Иное отношение к органике у 26% опрошенных, имеющих среднемесячный доход свыше 30 тысяч рублей, при том, что 19% из них бездетны.

Финансовый уровень населения — это основной фактор, влияющий на покупательский выбор и спрос. 80% опрошенных с уверенностью говорили о том, что при наличии необходимых средств обязательно купили бы продукты «органик». 36% респондентов привыкли к употреблению органических продуктов и не собираются отказываться от них даже при некотором снижении своих заработков. Около 64% заявляют о неизбежном отказе от органики, если их доходы станут меньше.

Был задан и вопрос о том, как будет меняться спрос на органические товары при изменении их стоимости. 35% ответили, что продолжат приобретать органику в прежних объёмах и при повышении её цены вдвое. Если же органические товары станут дешевле, то активность покупок прибавится.

Помимо стоимости есть и ещё один важный момент, на который обратил внимание участников конференции исполнительный директор Национального органического союза Р Ф Олег Мироненко. Он в своём выступлении отметил, что нужно завоевать доверие потребителей, а для этого требуется развивать отечественное органическое производство.

«Считаю, что нужно обратить внимание на внутренне потребление. Несмотря на пандемию, когда мы были ограничены в поставках и в страну органического импорта, и движении органики по стране, продажи органической продукции росли достаточно активно. Так сеть магазинов „Глобус“, открыв органическую полку, показала в 2020 году рост по продажам органики 154%, рост ассортимента — 114%. Однако полка заполнена в основном импортной органической продукцией. Своего ассортимента мало, и это связано с тем, что в органическом бизнесе активно развиваются в основном старички, которые наращивают производство, а новых компаний практически не появилось. Мы имеем колоссальный ресурс, но не имеем новых компаний, приходящих на этот рынок», — сказал Олег Мироненко.

Экспертная группа «Модерн Ферма» считает проведённый среди потребителей опрос очень показательным. Он объясняет ряд трудностей, препятствующих тому, чтобы органические продукты могли регулярно появляться на обеденном столе каждой семьи. Но нам хорошо видны и положительные сдвиги, которые происходят в органическом сельском хозяйстве России. Мы уверены, что органика станет доступнее и сумеет завоевать доверие российских потребителей.
Made on
Tilda