Закон об органике, который начал действовать в России с января 2020 года, решил ряд важных вопросов этого направления сельского хозяйства, но на данный момент устранены далеко не все проблемы органических производителей. Своим видением нынешнего положения дел в отрасли поделился исполнительный директор Национального органического союза, эксперт проекта «Модерн Ферма» Олег Мироненко.
«Закон активизировал среду саму по себе. Возрос не только интерес к органике как к таковой, со стороны властей и производителей, но и со стороны потребителей», — отметил эксперт.
«Появилась возможность обратиться в Роспотребнадзор, если продукция оказалась не соответствующей определенному качеству и потребовать, чтобы производитель, который поставил этот продукт на прилавок, был наказан. Стало возможным применить и целый ряд административных механизмов для влияния на недобросовестных производителей и ритейлеров, которые такую продукцию реализовывают», — уточнил Олег Мироненко.
«Например, ведется работа в направлении образования, начали готовить предпринимателей для органического сектора, и мы увидели, что за эти 2 года стало больше производителей органики. В том числе и потому, что они видят, что государство готово (правда, пока больше на словах) развивать этот сектор. Если в прошлые годы появлялось примерно от 5 до 10 новых органических производителей в год, то в 2020—2021 гг. эта цифра дошла до 50 в год. Не считая тех, кто вошел в период конверсии», — поделился статистическими данными эксперт.
«Теперь, когда для органического производства определили правила, единую терминологию, ритейл видит, что сертификат производства, который внесен в реестр, правильный, и продукция, которая стоит на полке, тоже подлинная. А значит, ее легче продвигать с точки зрения потребителя, а еще есть четкий механизм проверки этой продукции и ее производства», — полагает Олег Мироненко.
«Ожидалось, что в 2021 году будет разработана Стратегия развития органического сектора в РФ до 2030 года, которая бы запустила этот процесс. Но до сих пор программа существует только в умах её разработчиков. На основных игроков в секторе программа не выносилась и не обсуждалась. Стратегия не принята и не работает», — констатирует исполнительный директор НОС.
«Но все равно аналитика не работает. Цифры — это лишь экспертные оценки. Мы предлагали ввести коды ОКВЭД для органики, но на сегодня такие коды не существуют. В систему отчетности Минсельхоза РФ предлагали ввести параметры по различным направлениям производства органики, но и здесь мы не нашли понимания», — сообщил эксперт.
«Сейчас количество производителей, которые готовы были пройти сертификацию, начинает падать. Потому что многие моменты в законе не работают так, как это было бы необходимо», — посетовал Олег Мироненко.
«В 2022 году, если так и не будут запущены механизмы, обозначенные в законе, следует ожидать, с учетом существующих обстоятельств, вероятнее всего дальнейшее уменьшение роста продаж», — дал неутешительный прогноз Одег Мироненко.