Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»
2023-04-14 14:13

Интервью: Как Россельхознадзор выявляет недобросовестных поставщиков?

Рынок
Исследовательский центр «Модерн Ферма» заинтересовало интервью, которое дала изданию «Ветеринария и#nbsp;Жизнь» руководитель Управления Россельхознадзора по#nbsp;Владимирской, Костромской и#nbsp;Ивановской областям Светлана Пантюхина. В#nbsp;нём рассказывается о#nbsp;тех инструментах, которыми пользуется надзорное ведомство для#nbsp;того, чтобы предотвратить поступление недоброкачественной продукции и#nbsp;фальсификата в#nbsp;социальные учреждения (школы, детские сады, больницы, дома престарелых и#nbsp;другие организации).
Светлана Сергеевна, недавно глава Северной Осетии поручил проверять всех поставщиков продуктов в#nbsp;соци альные учреждения республики. Как вы#nbsp;считаете, стоит#nbsp;ли распространить такой опыт на#nbsp;другие регионы России?

Светлана Пантюхина:

Я#nbsp;думаю, такая практика может принести положи тельные плоды. Мы#nbsp;прекрасно пони маем, что в#nbsp;социальные учреждения пищевые продукты поступают в#nbsp;основном в#nbsp;рамках федерального закона о#nbsp;госзакупках (№ 44-ФЗ). То#nbsp;есть по#nbsp;итогам проведения аукциона побе дителем становится тот, кто предложит наименьшую цену на#nbsp;продукт. Как пра вило, поставщики и#nbsp;производители за#nbsp;ведомо занижают стоимость контрак та, чтобы получить право на#nbsp;поставки. Это приводит к#nbsp;снижению качества продукции и#nbsp;поставкам фальсификата. А#nbsp;с#nbsp;помощью информационной систе мы#nbsp;Россельхознадзора «Меркурий», ко#nbsp;торая обеспечивает прослеживаемость пищевой цепочки от#nbsp;поля до#nbsp;прилав ка, от#nbsp;производителя до#nbsp;конкретного получателя, можно выявить в#nbsp;этой це#nbsp;почке нелогичные перемещения, нело гичные объемы и#nbsp;пресечь поступление фальсификата и#nbsp;недоброкачественной продукции в#nbsp;социальные учреждения, что мы#nbsp;и#nbsp;делаем.

Часто выявляете недобросовестных поставщиков?

Светлана Пантюхина:

Да, и#nbsp;ситуация настораживает. В#nbsp;2022 году мы#nbsp;отобрали 1180 проб пищевой продукции и#nbsp;в#nbsp;14,2% из#nbsp;них обнаружили нарушения по#nbsp;по#nbsp;казателям качества и#nbsp;безопасности. Пробы отбирали в#nbsp;школах, детских садах, больницах, домах престарелых.

Давайте уточним, какую продукцию проверяли?

Светлана Пантюхина:

Это говядина и#nbsp;мясо птицы, рыба, яйцо, молоко и#nbsp;молочная продукция (сметана, творог, сливочное масло, йогурт, кефир и#nbsp;так далее).

Как выглядит ситуация в#nbsp;разрезе регионов вашей зоны ответственности?

Светлана Пантюхина:

Во#nbsp;Владимирской области выявлено 15,6% потенциаль, но#nbsp;небезопасной продукции, в#nbsp;Костромской области#nbsp;— 8,4%. Наиболее тревожная ситуация в#nbsp;Ивановской области, поскольку здесь самый боль шой процент несоответствий#nbsp;— 17,9%. К#nbsp;сожалению, в#nbsp;Ивановской области большое количество молокопроизво дящих предприятий, которые попада#nbsp;ли в#nbsp;поле зрения управления как раз как выпускающие фальсификат. И#nbsp;эта фальсифицированная продукция по#nbsp;ставлялась в#nbsp;социальные учрежде ния не#nbsp;только Ивановской области, но#nbsp;и#nbsp;других регионов.

Наибольшее количество нарушений выявили в#nbsp;молочной продукции. Как правило, это фальсификация немолоч ными жирами. Например, в#nbsp;детский сад Ивановской области поступило 100 литров недоброкачественного па#nbsp;стеризованного молока производства ООО#nbsp;«Ивановский молочно-жировой комбинат», а#nbsp;также 2#nbsp;кг творога и#nbsp;5#nbsp;кг сливочного масла производства ООО#nbsp;«Сыродел»#nbsp;— тоже производи тель из#nbsp;Ивановской области. В#nbsp;молоке и#nbsp;сливочном масле обнаружили фитостерины, а#nbsp;в#nbsp;твороге#nbsp;— несоответствие жирнокислотного состава.

Удается#nbsp;ли добиться позитивных сдвигов в#nbsp;ситуации с#nbsp;поставками опасной продукции в#nbsp;соцучреждения?

Светлана Пантюхина:

Да, в#nbsp;этом мы#nbsp;и#nbsp;ви дим цель нашей работы#nbsp;— максимально снизить процент недоброкачествен ной, фальсифицированной продукции, поставляемой в#nbsp;социальные учреждения. Хочу привести в#nbsp;пример опыт и#nbsp;практику Владимирской области, где в#nbsp;последние годы мы#nbsp;наблюдали снижение процента поставок недоброка чественной продукции в#nbsp;социальные учреждения. Если в#nbsp;2020 году около 20% от#nbsp;поставляемой в#nbsp;соцучрежде ния продукции было небезопасным, то#nbsp;в#nbsp;2021-м этот показатель сократился практически вдвое.

И#nbsp;в#nbsp;этом помогает «Меркурий»?

Светлана Пантюхина:

Конечно. Инспек тор видит, что в#nbsp;системе отсутствуют результаты лабораторных исследований продукции, подтверждающие её#nbsp;качество и#nbsp;безопасность. Другой путь#nbsp;— это выявление несоответствия объемов входящего сырья и#nbsp;выходя щего продукта. Случаи, когда сырья на#nbsp;производство поступило меньше, чем затем выработали из#nbsp;него готового продукта, сразу вызывают подозрение.

Зафиксировали подозрительные действия на#nbsp;предприятии и#nbsp;что дальше?

Светлана Пантюхина:

Дальше такие схе мы#nbsp;приходится раскручивать от#nbsp;перво начального электронного ветеринар ного сопроводительного документа, оформленного производителем, до#nbsp;по#nbsp;лучателя данной продукции. Разумеет ся, мы#nbsp;отбираем пробы, подтверждаем наши подозрения данными лабораторных исследований и#nbsp;уже по#nbsp;этим результатам строим дальнейшую претензионную работу.

Какое наказание следует?

Светлана Пантюхина:

Нарушителей привлекаем к#nbsp;административной ответственности, штрафуем. Суммы штрафов существенные. Так, за#nbsp;нарушение технических регламентов штраф со#nbsp;ставляет более 100 тыс. рублей. Кроме того, отзываем у#nbsp;недобросовестных производителей и#nbsp;поставщиков декла рации о#nbsp;соответствии на#nbsp;продукцию. Но#nbsp;это не#nbsp;самые действенные меры.

А#nbsp;какие действенные?

Светлана Пантюхина:

На#nbsp;мой взгляд, одна из#nbsp;самых действенных мер#nbsp;— информирование получателей продукции, а#nbsp;также представителей орга нов власти. В#nbsp;нашей практике много случаев, когда государственные социальные учреждения отказывались от#nbsp;контрактов с#nbsp;недобросовестными производителями, меняли поставщиков и#nbsp;начинали сами проводить претензионную работу, добиваясь компенсации за#nbsp;поставки недобро качественного товара.

А#nbsp;по#nbsp;поводу взаимодействия с#nbsp;органами власти?

Светлана Пантюхина:

Да, одна из#nbsp;эффективных практик, которую мы#nbsp;внедри#nbsp;ли на#nbsp;территории Владимирской области,#nbsp;— это слаженное взаимодействие с#nbsp;органами исполнительной власти субъекта. Мы#nbsp;ежеквартально доводим до#nbsp;главы региона информацию о#nbsp;нарушениях, которые выявляем в#nbsp;социальной сфере, с#nbsp;перечнем производителей и#nbsp;поставщиков. Для#nbsp;того чтобы глава региона знал, какие поставки идут в#nbsp;социальные учреждения, и#nbsp;со#nbsp;своей стороны тоже принимал меры.

Второй инструмент#nbsp;— мы#nbsp;выносим информацию на#nbsp;комиссии по#nbsp;противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которые действуют в#nbsp;регионах. В#nbsp;конце ноя бря 2022 года заседание такой комис сии состоялось в#nbsp;Ивановской области, рассматривали ситуацию с#nbsp;молочным производством. Решено заслушивать доклады нашего управления ежеквартально. Отмечу, что 3 года в#nbsp;Иванов ской области такая комиссия не#nbsp;созывалась и#nbsp;только по#nbsp;нашей инициативе было проведено первое заседание ле#nbsp;том 2022 года.

И#nbsp;третий инструмент#nbsp;— межведомственное взаимодействие. Приведу в#nbsp;пример опять#nbsp;же Владимирскую область, где информацией о#nbsp;наших выявлениях заинтересовались право охранительные органы. Кроме того, мы#nbsp;взаимодействуем с#nbsp;налоговой службой. Сегодня они активно про водят проверки, опираясь на#nbsp;данные, которые мы#nbsp;предоставили.

Вся эта планомерная работа дает очевидные результаты. Мы#nbsp;видим снижение процента поставок опасной продукции в#nbsp;соцучреждения на#nbsp;территории Владимирской области.
Материал информационного портала «Ветеринария и#nbsp;жизнь»