24 ноября 2022 года состоялся телемост «Совет экспертов: Качество жизни — переход на новые технологии», который был организован в Рязани при поддержке Общественной палаты Рязанской области. В мероприятии приняли участие представители краевой общественности, профильные специалисты и эксперты из Тулы, Нижнего Новгорода, Владимира, Калуги, Брянска, Твери, Санкт-Петербурга и других регионов России.
«Я представляю национальный исследовательский центр „Модерн Ферма“, который работает в области сельского хозяйства и животноводства. Наша основная задача — это повышение качество продукта. Мы говорим о качестве жизни, в определении которого решающую роль играет состояние здоровья населения, во многом зависит от качества продуктов питания.
На сегодняшний день наблюдается тенденция изменять стиль питания. Потребители понимают, что именно сбалансированное и здоровое питание — один из самых важных факторов здоровья человека. Но, к сожалению, не всегда есть возможность определить, насколько полезен тот или иной продукт. Высокая цена также не является гарантией. Задумываясь о качестве продукта потребитель начинает отдавать предпочтение продукции с названием „фермерская“, так как на уровне восприятия кажется, что она натуральная и проверенная. Но в большей степени это маркетинговый ход.
Есть понятие органическое производство, подтвержденное соответствующим ГОСТом. Оно включает целый комплекс требований по производству продукции: без вредных химикатов, в надлежащих санитарно-гигиенических условиях, с соблюдением вет требований, а также правил содержания животных в сельском хозяйстве — от свободного выпаса и бережного отношения, до грамотного применения антибиотиков и гуманного умерщвления. Если все меры соблюдены — такого производителя включают в реестр Минсельхоза, и он может разместить на упаковке сертификационный знак — белый листок на зеленом фоне с надписью „Органик“ („Российский лист Органик“).
Но тут возникает проблема, что не все потребители знают об обозначении органическая продукция и на полке они никак не выделены. Получается фермер инвестировал в качество, а потребитель даже этого не знает. Предприятие с более низким качеством продукции, но, например, лейблом „фермерское“ выигрывает в битве за потребителя.
На сегодняшний день со стороны производителей нет общей тенденции перехода к органическому производству. Так как выполнение всех требований по качеству — в разы повышает стоимость производства продукции. А у государства нет единой программы поддержки.
Можно отметить, что со стороны государства формируются инструменты мотивации производителей по повышению качества продукции, но они фрагментарные. А главный мотив для фермерства и инвестиций — это спрос. На наш взгляд нужна комплексная маркетинговая программа на уровне государства по поддержке добросовестных хозяйств, производящих качественную продукцию. А это все напрямую влияет и на показатели качества жизни населения и на его здоровье и на нагрузку системы здравоохранения в целом».