Информация для производителей
2023-07-04 13:09

Справка по вопросу возможности получения от государства земли под животноводство

В рамках рассмотрения запроса о возможности получения от государства земли под животноводство, а также для выпаса скота, заготовки сена сообщаю следующее.
Земельные участки из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам в#nbsp;аренду для#nbsp;сенокошения и#nbsp;выпаса скота в#nbsp;порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Такое положение содержится в п.#nbsp;5 ст.10 Федерального закона от#nbsp;24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об#nbsp;обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Все граждане, желающие пользоваться сенокосными угодьями и#nbsp;пастбищами, обязаны оформлять их#nbsp;в#nbsp;законном порядке.

Заявителями (получателями) муниципальной услуги являются граждане или их#nbsp;полномочные представители в#nbsp;случае предоставления земельных участков, находящихся в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, в#nbsp;аренду для#nbsp;сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества в#nbsp;индивидуальном порядке.

Земельные участки для#nbsp;сельскохозяйственного производства (п.#nbsp;11, ст.#nbsp;39.8 ЗК) предоставляются на#nbsp;срок от#nbsp;3 до#nbsp;49 лет, за#nbsp;исключением случая предоставления земли гражданам для#nbsp;сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества. В#nbsp;таком случае, Земельный Кодекс, аналогично Закону об#nbsp;обороте, устанавливает ограничение по#nbsp;срокам в#nbsp;3 года.

Ст.#nbsp;10.1 Федерального закона от#nbsp;24.07.2002 N#nbsp;101-ФЗ (ред. от#nbsp;13.06.2023) «Об#nbsp;обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со#nbsp;случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в#nbsp;аренду без проведения торгов земельный участок из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, осуществляется в#nbsp;порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с#nbsp;учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Земельные участки из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в#nbsp;аренду на#nbsp;срок до#nbsp;пяти лет.

При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на#nbsp;территориях иных субъектов Российской Федерации у#nbsp;таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не#nbsp;требуется.

Заявления о#nbsp;предоставлении земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в#nbsp;порядке их#nbsp;поступления.

Изменение целевого назначения земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности и#nbsp;предоставленного в#nbsp;аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не#nbsp;допускается.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на#nbsp;предоставление земельных участков из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об#nbsp;отказе в#nbsp;предоставлении земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с#nbsp;основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя#nbsp;бы одного из#nbsp;следующих оснований:
  1. площадь земельного участка, указанного в#nbsp;заявлении о#nbsp;предоставлении земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее#nbsp;— земельный участок, указанный в#nbsp;заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с#nbsp;учетом земельного участка, указанного в#nbsp;заявлении, не#nbsp;соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  2. земельный участок, указанный в#nbsp;заявлении, был предоставлен по#nbsp;заявлению о#nbsp;предоставлении земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.

  • В#nbsp;Ленинградской области органом государственной власти, уполномоченным на#nbsp;предоставление земельных участков из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения является Ленинградский областной комитет по#nbsp;управлению государственным имуществом.
  • Сайт Комитета: kugi.lenobl.ru/ru/.
  • На#nbsp;сайте Комитета размещен перечень участков, предоставляемых в#nbsp;аренду: kugi.lenobl.ru/ru/deiatelnost/napravlenie-raboty-komiteta/arenda-zemelnyh-uchastkov/.
  • В#nbsp;других регионах Российской Федерации таким уполномоченным органом являются соответствующие Комитеты по#nbsp;управлению государственным имуществом.

Договор аренды земельного участка из#nbsp;земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, заключается на#nbsp;торгах, проводимых в#nbsp;форме аукциона, за#nbsp;исключением случаев предоставления:

  • Случаи предоставления земельных участков, находящихся в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, в#nbsp;аренду на#nbsp;торгах и#nbsp;без проведения торгов

  • земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в#nbsp;случаях, установленных Федеральным законом «Об#nbsp;обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

  • земельного участка гражданам для#nbsp;индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в#nbsp;границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и#nbsp;крестьянским (фермерским) хозяйствам для#nbsp;осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в#nbsp;соответствии со#nbsp;статьей 39.18 Земельного Кодекса.
В#nbsp;заявлении о#nbsp;предоставлении земельного участка, находящегося в#nbsp;государственной или муниципальной собственности, в#nbsp;аренду без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и#nbsp;реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для#nbsp;гражданина);

2) наименование и#nbsp;место нахождения заявителя (для#nbsp;юридического лица), а#nbsp;также государственный регистрационный номер записи о#nbsp;государственной регистрации юридического лица в#nbsp;едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за#nbsp;исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из#nbsp;числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса оснований;

5) вид права, на#nbsp;котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на#nbsp;нескольких видах прав;

6) цель использования земельного участка;

7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для#nbsp;связи с#nbsp;заявителем.
К#nbsp;заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • Выписка из#nbsp;ЕГРЮЛ о#nbsp;юридическом лице, являющемся заявителем;

  • Выписка из#nbsp;ЕГРИП об#nbsp;индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем;

  • Копия паспорта гражданина, являющимся заявителем.
К заявлению могут быть приложены иные документы, обосновывающие цели использования земельного участка и потребность в площади участка.

Обращение в Комитет возможно как лично, так и через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг.
юридический отдел национального центра «Модерн Ферма, Ольга Побегаева.