Экспертиза рынка — АНО «Модерн ферма»

Виртуальный супермаркет помогает искать действенные способы защиты животных

Исследования и наука
Ученые использовали виртуальный супермаркет для изучения воздействия этикеток мясных продуктов с информацией о защите животных на потребительские предпочтения.
Исследователи из Боннского университета (Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn) и Мюнхенского технического университета (Technische Universität München) провели эксперимент, который должен был установить степень влияния на потребителя маркировок с информацией о соблюдении производителями мясных продуктов требований, касающихся благополучия сельскохозяйственных животных, на решение о покупке. Результаты данного исследования были недавно опубликованы в научном издании Journal of Consumer Protection and Food Safety.

Для изучения покупательского поведения был задействован не настоящий продуктовый магазин, а его виртуальная копия.
«Мы разработали 3D-симуляцию в сотрудничестве с институтом маркетинговых исследований IPSOS», — объяснил ученый из Боннского университета Леони Бах.
«Используя виртуальный супермаркет в качестве нашей исследовательской инфраструктуры, мы смогли перенести реальный мир в лабораторию», — прокомментировала эксперимент аспирант кафедры исследований рынков сельского хозяйства и продовольствия, профессор Моника Хартманн.
Европейским потребителям хорошо знакомы красные, синие, оранжевые и зеленые этикетки на упаковках мяса, которые содержат информацию о типе животноводства, используемого при выращивании сельскохозяйственных животных. Эта шкала от красного уровня, означающего, что при изготовлении продукта производителем были соблюдены только минимальные требования законодательства, до зеленого, который подтверждает более высокие стандарты, касающиеся благополучия животных, уже несколько лет присутствует на продовольственных товарах.

Такие же маркировки использовались и на мясных продуктах в виртуальном супермаркете, покупателями которого стали 630 участников эксперимента в возрасте от 18 до 65 лет, ответивших согласием на приглашения, размещенные в интернете. В ходе предварительного собеседования было выяснено, что все они регулярно приобретают продукты животного происхождения.

Графика созданного супермаркета ориентировалась на современные видеоигры: участники с продуктовыми тележками действовали от первого лица и могли свободно передвигаться по магазину, поворачиваться к прилавкам, брать и рассматривать со всех сторон продукты, класть их в корзину и «расплачиваться» за товары в кассе. Разумеется, покупка была гипотетической.

Необходимо сказать, что участникам эксперимента были предложены разные версии этого виртуального супермаркета. Перед началом онлайн-исследования их поделили на три группы. Первая группа «покупателей» могла видеть информацию о типе животноводства только на упаковках мяса, разложенного на прилавках, как это обычно и делается в большинстве супермаркетов. Для второй группы, помимо товарных маркировок, подготовили большие баннеры над полками, также информирующие о правилах, которых придерживались производители мясных продуктов. Для третьей группы данный информационный набор дополнили этикетками, размещенными рядом с ценниками.

Прогулка с продуктовой тележкой заняла у участников эксперимента немногим меньше восьми минут. За это время большинство (75,2%) покупателей приобрели 3 мясных продукта, как их ранее и инструктировали. 24,8% выбрали от одного до 11 товаров. Все участники в среднем потратили на покупки 18,6 евро (самая дешевая покупка составила 3,04 евро, а самая дорогая — 71,76 евро).

Результаты проведенного эксперимента заставляют задуматься: ни одна из трех групп участников не продемонстрировала каких-либо решающих перемен в поведении при выборе мяса. Визуальная информация о соответствии продукта требованиям к содержанию сельскохозяйственных животных не возымела особого действия. Однако «покупатели» виртуального супермаркета при последующем анкетировании назвали этот опыт очень реалистичным и положительным, признав, что «такие меры необходимы для улучшения благополучия животных».
«Одной из причин такого результата может быть то, что информация не вызвала желаемого уровня осведомленности, несмотря на то, что она была выставлена на видном месте в супермаркете. Некоторые из наших испытуемых указали в последующих интервью, что они не восприняли информацию, не успели ее осознать», — поделился исследователь Леони Бах.
Профессор Моника Хартманн отметила, что исследование будет продолжено. Ученые собираются сделать процесс покупки в виртуальном супермаркете еще более реалистичным. Они хотят повысить заметность необходимой информации и разработать целостную маркетинговую концепцию, которая будет способствовать тому, чтобы продукты, произведенные с учетом высоких стандартов содержания животных, стали доступнее для покупателей настоящих супермаркетов.

По материалам портала SpringerLink
Made on
Tilda